Треть компаний скоро закроется. Как бизнес реагирует на пандемию
На начало 2020 года представители малого и микробизнеса были настроены максимально положительно. Они давали оптимистические прогнозы, обсуждали возможности увеличения объемов продаж и планировали расширять штат сотрудников. Свыше 40% предприятий рассматривали возможность открытия новый филиал, в том числе и за границей. Но пандемия коронавируса фактически перечеркнула все эти планы.
Основные потери компаний
Один из последних опросов, проведенных среди компаний малого, среднего и микробизнеса, показал, что сокращение потребления затронуло в равной степени как сами фирмы, так и население. Большинство граждан ограничиваются только самыми необходимыми тратами, отказывая себе в покупках, которые прежде казались естественными и привычными – новая одежда, косметика, игрушки и так далее.
Потребительский спрос упал настолько, что стал ощутимым для 64% всех опрошенных бизнесменов. Наиболее плачевная ситуация сложилась в туристическом сегменте и всех связанных с ним областях. Предприниматели утверждают, что:
- выручка упала свыше, чем на 20%;
- 8 из 10 фирм готовы полностью свернуть бизнес.
На сегодняшний момент туристические компании держатся на плаву за счет имеющихся средств, в том числе и личных сбережений. Но у 78% из них финансовая подушка безопасности заметно истощилась – ее не хватит, чтобы успешно продержаться еще 2 месяца. А значит спасти свой бизнес без помощи государства они не смогут. Об этом говорят свыше одной трети опрошенных.
Отрасли пытаются найти свои пути для выхода из кризиса. Большинство пытается сохранить бизнес посредством оптимизации расходов. И последовательно проходит несколько этапов:
- снижение всех текущих расходов, не связанных с выплатой заработной платы;
- уменьшение арендных платежей любым из законных способов;
- затраты на взаимодействие с поставщиками и подрядчиками.
Не обошлось и без масштабных сокращений на рабочих местах. Эта непопулярная мера затронула около 25% компаний разного уровня.
Наиболее сильный удар получили следующие отрасли:
- транспорт;
- развлечения;
- рестораны и другие заведения общественного питания;
- гостиничный бизнес.
Фирмы, входящие в перечисленные сегменты, не могут обойтись без увольнений. Волна сокращений дошла до:
- 50% от числа компаний, занятых в транспортной, почтовой и курьерской отраслях;
- 40% от всех организаций, задействованных в сфере образования и предоставления гостиничных услуг;
- 1/3 от фирм, работающих в отраслях развлечений и спорта.
Такие шокирующие цифры легко объяснимы. Указанные отрасли не могут в полной мере функционировать в новых условиях, продиктованных пандемией. Для них невозможно сменить рабочую бизнес-модель или привычный формат на более подходящий. По факту они на 95% приостановили свою деятельность.
На фоне промышленных и IT предприятий проблема выглядит наиболее ярко. ИКТ-сектор сумел сохранить практически все трудовые ресурсы, сделав этот вопрос приоритетным. Ему удалось остаться на плаву за счет возможности сменить действующий формат и вести деятельности с максимальной выгодой, несмотря на сложившуюся ситуацию. Сферы развлечений, транспорта и туризма полностью лишены такой возможности.
Несмотря на сложности, свыше 40% компаний не видят для себя выхода в уступках в отношении:
- клиентов;
- поставщиков;
- партнеров.
Бесспорно, что малый бизнес сегодня испытывает большие нагрузки и задыхается. Но многие представители этой среды не перестают оказывать благотворительность:
- 9% помогают больницам;
- 7% спонсируют волонтерские организации;
- 1% переориентировались на выпуск необходимых в период вируса товаров;
- 5% отдают свои площади в пользование на безвозмездной основе.
Как пройти пандемию с наименьшими потерями?
- эффективность;
- наличие арсенала для быстрого восстановления;
- способность дать новые рабочие места;
- обеспечение роста экономики.
- консервации деятельности компании;
- полной ликвидации.
- избегать принятия на себя долговых обязательств;
- отслеживать краткосрочную ликвидность;
- управлять ликвидностью;
- осваивать альтернативные варианты ведения дел;
- изучать и внедрять новые форматы;
- не терять прозрачности в общении с клиентами и государством.
- партнеры;
- поставщики;
- клиенты;
- государство.
Правительство не оставит без своей поддержки предпринимателей. Но на существенную помощь может рассчитывать только бизнес, который соответствует следующим параметрам:
При этом государство понимает, что многие отрасли, не отвечающие этим требованиям, находятся в плачевном положении. Но не видит никакого экономического смысла направлять туда средства. Аналитики предсказывают, что эти компании либо закончат свою деятельность, либо с течением времени изменят направление работы, сумев переродиться и занять новую нишу.
Предприятиям стоит учитывать, что конец эпидемии не означает автоматического окончания кризиса. Для того, чтобы поправить свои дела, придется дождаться поднятия покупательского спроса на прежний уровень. Продержаться столь долго смогут далеко не все. Для этой категории бизнесменов главной поддержкой станут упрощенные условия для:
Такой грамотный подход позволит сберечь деньги для открытия нового дела после завершения пандемии. К тому же он убережет малый и средний бизнес от разочарований в предпринимательской деятельности как таковой и помощи государства.
Аналитики и эксперты рекомендуют предприятиям:
Не стоит опасаться ликвидации компании. Трезво оценивая бизнес и его дальнейшие перспективы, владельцу целесообразнее провести своевременную ликвидацию, чем увеличивать бремя долгов, которое уже в ближайшее время станет невыносимым, а финансовые обязательства перейдут в разряд невыполнимых.
Главная задача бизнеса, по мнению большинства экспертов, выстроить доверительные отношения со всеми сторонами:
От этого напрямую зависит, сумеет ли предприятие выстоять в сложный период. К тому же именно лояльность поможет возобновить работу в будущем, когда ограничения, вызванные пандемией, будут окончательно сняты.