Что изменится в заполнении трудовых книжек?
С 10 января 2020 изменен порядок ведения и заполнения трудовых книжек для определенных категорий работодателей. Новшества внесены в Инструкцию Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Новаций не так много и затрагивают они работодателей, относящихся к следующим категориям:
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, ведущие самостоятельную практику;
- нотариусы из нотариальных бюро;
- ФЛ, в чью основную сферу деятельности записан агроэкотуризм.
Также новые правила затрагивают обычных граждан, желающих принять на работу:
- няню;
- сиделку для тяжелобольного;
- домработницу и других помощников по хозяйству.
Перечисленные лица с 28 января 2020 года освобождаются от обязанности заполнять трудовые книжки нанятого персонала. В связи с изменениями они должны подготовить трудовые книжки и выдать их на руки работникам в срок до 28 февраля 2020 года. Документ должен быть заполнен и иметь подпись нанимателя. В графе необходимо ссылаться на новый закон, определяющий и регламентирующий прекращение ведения записей. При этом издавать соответствующий приказ не нужно.
Выдача трудовой книжки на руки должна сопровождаться теми же правилами, что и при увольнении (они изложены в пункте 74 и части шестой пункта 79 Инструкции). Нельзя забывать и о том, что сотрудникам необходимо в книге учета движения трудовых книжек напротив даты выдачи документа поставить свою подпись. Этот нюанс также отражен в Инструкции.
В связи с новыми правилами в трудовую книжку не вносятся сведения о следующей деятельности:
- адвокатской практики;
- нотариальной;
- услуги в сегменте агроэкотуризма.
Неизменными остаются и другие пункты, ранее указанные в законе.
В обязательном порядке вносятся в трудовую книжку наемного сотрудника данные о:
- сдаче в аренду имущественного комплекса компании;
- получении в доверительное управление долей или акций из уставного фонда фирмы.
Дополнительного уточнения требуют следующие ситуации:
- незаконное увольнение персонала с последующим восстановлением на прежнем месте;
- необходимость изменения причины увольнения.
Изменения затронут и трудовые отношения с дистанционными сотрудниками. Такая категория выделилась только недавно, а потому многие нюансы взаимодействия с ней еще отрабатываются. При увольнении персонала из этой группы трудовая книжка должна быть выдана в тот же день. Если работник не может ее получить или отказывается это делать, наниматель должен придерживаться следующего алгоритма:
- подготовить письмо для сотрудника с описанием ситуации и пригласить его на получение документа;
- отправить по адресу прописки заказное письмо с уведомлением.
Уволенный сотрудник имеет право дать разрешение на отправку документа почтой.