Анализ положения бизнеса в период пандемии
Пандемия наиболее сильно ударила по малому и среднему бизнесу. Большая часть предпринимателей отдают себе отчет, что возврат к докризисным показателям произойдет в срок не ранее года с момента начала работы в прежнем режиме. Некоторым пришлось осваивать новые ниши и форматы ведения хозяйственной деятельности. Причем ряд компаний готовы придерживаться выбранных в этот период направлений и в дальнейшем.
О форме работы предприятий и последствиях пандемии
Большому проценту компаний пришлось полностью остановить свою деятельность во время самоизоляции. Но около 54% бизнесменов сумели продолжить работу. Дистанционный формат выбрали для себя как наиболее подходящий большинство предприятий:
- 46% владельцев полностью перевели сотрудников на удаленку;
- 26% работали в большей степени удаленно;
- 20% успешно перестроили работу с учетом дистанционного режима.
Несмотря на то, что компании сохранили большинство предпринимателей, свое положение они оценивают, как тяжелое:
- 76% испытывают серьезное снижение доходов;
- 66% отметили уменьшение покупательского спроса;
- 36% испытывают проблемы с поставщиками;
- 24% были вынуждены сократить количество офисов, торговых точек и представительств;
- 34% отправили сотрудников в отпуск без содержания;
- 18% уволили часть персонала.
Большинство бизнесменов соглашаются с тем, что им еще не скоро удастся преодолеть последствия коронавируса:
- 36% ставят сроки в год;
- 21% считают, что должно пройти 2-3 года.
Лишь 8% из числа опрошенных собственников ответили, что на их деятельности пандемия никак не отразилась.
Адаптация к кризисной ситуации
Практически каждому предпринимателю пришлось разрабатывать меры по адаптации к новым условиям работы. Они варьировались в зависимости от направления бизнеса и других параметров. Но охватили до 70% предприятий в стране. В список самых популярных мер вошли:
- сокращение текущих затрат;
- коррекция цен на товары и услуги;
- переход в онлайн.
Более половины компаний отметили, что последний вариант стал для них спасением и позволил повысить эффективность работы. Отчасти и за счет этого 52% бизнесменов удалось двигаться по принятому ранее плану. Остальные существенно изменили свои планы, отказавшись от расширения и развития бизнеса.
Причем 73% компаний признают, что испытывают нужду в государственной поддержке:
- 33% уже ее получили;
- 67% еще не подавали заявление, но планируют сделать это.
Многие предприниматели сетуют на то, что хотели бы получить помощь, но не проходят по установленным нормам.
Не все получившие дотации и другие виды помощи признают их эффективными:
- 45% подтверждают положительный эффект;
- 40% не увидели никакого результата;
- 15% не могут пока оценить программу поддержки.