Бухгалтерский баланс
Составление годового бухгалтерского отчета является завершающим этапом всего учетного процесса для организации в календарном году. Для обеспечения точности и полноты информации, включаемой в отчетные формы, необходима предварительная работа, заключающаяся в тщательной сверке данных синтетического и аналитического учета. Помимо того, необходимо по завершении годового цикла бухучета осуществить заключительные годовые записи, а также подсчет итогов и сальдо по счетам.
Бухгалтерский баланс является одной из форм бухгалтерской отчетности, порядок составления и представления которой утвержден нормативными документами. Он представляет собой свод в табличной форме данных о стоимости имущества, а также обязательствах организации.
По бухгалтерскому балансу можно оценить финансовое состояние организации, узнать, каким имуществом она обладает, а также то, сколько имеет долгов.
Структура бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс отражает имущество, капитал и обязательства организации в денежном выражении на определенную дату.
Составными частями данного документа являются:
- актив (отражает имущество по видам и группам);
- пассив (отражает собственный капитал и обязательства организации).
Актив и пассив всегда должны быть равны, именно в связи с этим данная форма отчетности называется балансом.
Актив
Включает 2 раздела:
- внеоборотные активы (это активы, используемые более одного года: оборудование, здания, долгосрочные вложения и т.д.);
- оборотные активы (это активы, используемые менее одного года: сырье, материалы, денежные средства и т.д.).
Считается, что оборотные активы более ликвидны, нежели внеоборотные. Другими словами, они быстрее могут быть обращены в деньги.
Пассив
В отличие от актива баланса, показывающего то, каким имуществом владеет организация, в пассиве раскрываются источники формирования данного имущества.
Включает 3 раздела:
- капитал и резервы (это собственные средства владельцев организации);
- долгосрочные обязательства (это займы, кредиты и другая задолженность, имеющая срок погашения более одного года);
- краткосрочные обязательства (это текущая задолженность перед поставщиками, работниками и др. – долги, которые подлежат выплате в течение одного года).
Зачем и кому необходим бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс является финансовым лицом организации. Благодаря нему те лица, которые уже имеют взаимоотношения с организацией либо планируют сотрудничество с ней, могут оценить финансовое положение данной организации.
Бухгалтерский баланс изучается банками для оценки кредитоспособности заемщика, а также сдается в налоговые и статистические органы. Кроме этого, документ представляется акционерам в качестве финансового показателя работы, проделанной руководством.
Обычно бухгалтерский баланс анализируется вкупе с еще одной формой бухгалтерской отчетности – отчетом о прибылях и убытках. Таким образом, выявляются все основные коэффициенты, которые характеризуют финансовое «здоровье» организации.
Три возможных состояния организации:
- нейтральное (нет прибыли, но нет и убытка);
- есть прибыль (накопления внутри организации);
- есть убыток (нет средств для погашения обязательств, лежащих на организации).
Виды балансов
Существуют разные признаки, по которым подразделяются бухгалтерские балансы, к примеру по: времени (вступительные, начальные, промежуточные, заключительные, ликвидационные); полноте сведений (общие, частные).
Вступительный. Такой документ составляют в случае возникновения организации, утверждения фирмы, АО и др.
Начальный. Данный документ составляют каждый год для того, чтобы выяснить имущественное положение организации после ее годовой работы, а также определить качественный состав имущества. Составленный в конце отчетного года начальный баланс является конечным по отношению к истекшему году и начальным – к наступающему году.
Промежуточный. Этот вид баланса, называемый также проверочным, составляют ежеквартально, а в конце финансового года возможна его корректировка.
Заключительный. Такой документ, называемый также ликвидационным, составляют в случае прекращения деятельности организации. Составляется он особой ликвидационной комиссией.
Общий. Содержит сведения об имуществе, правах, а также обязательствах в целом всей организации.
Частный. В него включены сведения об имуществе, правах, обязательствах отдельной части организации.
Мы рады предложить свои бухгалтерские услуги, включая услуги по составлению бухгалтерского баланса. Обращайтесь!